Термины ЕГЭ литература 2024: самые важные понятия для успешной подготовки

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по литературе — ключевое испытание для выпускников средней школы. Чтобы успешно справиться с этим экзаменом и получить высокий балл, необходимо глубоко понимать основные термины и понятия, которые встречаются в литературных произведениях и могут быть предметом анализа и заданий.

Важно отметить, что терминология ЕГЭ по литературе меняется каждый год, и выпускникам необходимо быть в курсе текущих терминов. В этой статье мы рассмотрим самые важные понятия и термины, которые скорее всего будут предложены в ЕГЭ по литературе в 2024 году.

Одним из ключевых понятий, с которым необходимо ознакомиться, является «жанр». Жанр — это определенная форма литературного произведения, характеризующая его особенности и стиль. Например, эпос, роман, рассказ, сказка — все это разные жанры, которые имеют свои особенности в сюжете, структуре и языке.

Другим важным понятием является «образ». Образ — это художественное изображение персонажа, объекта или пейзажа в литературном произведении. Образы помогают создать конкретную картину воображаемого мира, передать авторские идеи и эмоции читателю. Различные образы могут быть символами и иметь глубокий символический смысл.

Важные понятия для успешной подготовки к ЕГЭ литература 2024

Одним из ключевых понятий, с которым необходимо быть знакомым, является «жанр». Жанры литературы – это определенные формы выражения, структура и характерные особенности текстов. В рамках ЕГЭ важно разобраться в различных жанрах, таких как роман, повесть, драма, стихотворение и др., и уметь анализировать их особенности.

Другим важным понятием, требующим хорошего понимания, является «композиция». Композиция – это организация элементов текста, которая создает его структуру и целостность. Владение навыками анализа композиции поможет студенту определить основные моменты текста, выявить связи между ними и понять, как автор создает эффекты на читателя.

Еще одно ключевое понятие – «образ». Образ – это художественное воплощение некоторого предмета, человека или явления в тексте. Анализ образов помогает понять, какой смысл несут персонажи, предметы или явления, и как они влияют на основные идеи произведения.

Кроме того, необходимо быть знакомым с понятием «тема». Тема – это основная мысль или идея произведения, его центральный смысл. Умение определить и анализировать тему поможет студенту находить ключевые моменты текста и проводить связи с другими концепциями, такими как образы, сюжетные линии и символы.

Это лишь некоторые из важных понятий, которые следует подготовить для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2024 году. Кроме этого, необходимо изучить и понять ряд других ключевых понятий, таких как сюжет, персонаж, символ, мотив и др. Уверенное владение этими терминами поможет студенту успешно анализировать и интерпретировать литературные произведения и писать эссе на заданные темы.

Канонические произведения:

Канонические произведения включают в себя произведения разных времен, жанров и авторов. Среди них можно выделить такие шедевры как «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Война и мир» Льва Толстого, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и многие другие.

Изучение канонических произведений позволяет понять основные темы и мотивы литературы, развить литературное восприятие и аналитическое мышление. Анализ канонических произведений также является одним из важных компонентов успешной подготовки к ЕГЭ по литературе.

  • «Евгений Онегин» Александра Пушкина
  • «Война и мир» Льва Толстого
  • «Преступление и наказание» Федора Достоевского
  • «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Мертвые души — историческая хроника общества

Произведение «Мертвые души» стало исторической хроникой общества, отражая особенности русской действительности в первой половине XIX века. Главным сюжетом романа является путешествие главного героя, Чичикова, по провинциальным городам России с целью приобретения «мертвых душ».

Термин «мертвые души» в данном случае означает купленные Чичиковым крестьянские души, которые уже умерли, но до сих пор числятся в учете как живые. Такие «души» позволяли владельцам получать налоговые льготы и повышать свой социальный статус.

Главная идея романа «Мертвые души» заключается в том, что Гоголь порицает общество, в котором оценка человека происходит не по его нравственным качествам, а по количеству «душ» в его владении. Автор раскрывает противоречия и пороки русской жизни того времени, включая коррупцию, лицемерие и человеческую жадность.

В романе Гоголь заметно использовал реалистический стиль, который позволял ему точно отражать жизнь общества и передавать его портреты. Он описывает менталитет и повадки разных социальных групп, высмеивает их привязанность к материальным ценностям и отношение к другим людям.

Произведение «Мертвые души» имеет массу символических и философских аспектов, которые до сих пор являются предметом обсуждения и исследования. Роман Гоголя стал одним из важных шагов в развитии русской литературы, а его темы до сих пор актуальны и важны для понимания истории и характера русского народа.

Автор Николай Гоголь
Год первой публикации 1842 год
Термин «мертвые души» Купленные крестьянские «души», которые уже умерли, но до сих пор числятся в учете как живые
Идея произведения Критика общества, оценка людей по количеству «душ» в их владении
Стиль Реализм

Война и мир — эпический роман о судьбе человека в военное время

Роман охватывает большой временной промежуток — события начинаются в 1805 году и заканчиваются в 1820 году. В основе сюжета лежит движение и развитие героев через главные исторические события, такие как война 1812 года и битва под Бородино. Война становится частью жизни героев и приносит им множество испытаний и перемен.

Один из ключевых моментов романа — показание различных аспектов войны и ее воздействия на людей. Автор изображает не только сражения и политические события, но и влияние войны на настроения и судьбы отдельных персонажей. Личные истории героев пронизаны чувством патриотизма, смертью, любовью, верой, сомнениями и надеждой.

В романе много персонажей, каждый из которых представляет определенный тип человека. Герои различных социальных классов и возрастов показывают разнообразные мотивы и цели войны. Они предстают читателю во всей сложности и противоречивости своих характеров.

Важным аспектом романа является поиск смысла жизни в условиях войны. Льву Толстому удалось создать множество образов и ситуаций, которые выявляют противоречивость и неопределенность человеческой жизни.

Весьма значимым моментом является идеология романа, которая представляет собой негативное отношение к войне и неверие в ее справедливость. «Война и мир» вызвал огромную реакцию в обществе и стал этическим знаменем своего времени.

Роман «Война и мир» является не только литературным шедевром, но и важной историографической работой, которая показывает различные стороны войны и ее влияние на человека и общество. Это произведение остается актуальным и в наши дни, задавая важные вопросы о судьбе человечества и смысле жизни в условиях войны.

Преступление и наказание — психологический роман о внутреннем мире преступника

Одной из ключевых тем романа является изучение внутреннего мира преступника. Главный герой, Родион Раскольников, совершает убийство старушки-процентщицы и её сестры, а затем сталкивается с муками своего сознания и чувствами вины. Достоевский мастерски проникает в глубины души героя, исследуя его внутренние конфликты и противоречия.

Роман «Преступление и наказание» обращает внимание на психологические аспекты преступности, размышляя о влиянии социальных и экономических условий на поступки человека. Автор показывает, как факторы бедности, неравенства и невозможности самореализации могут привести к отчаянию и злоупотреблению властью. Роман ставит под сомнение принятые нормы и ценности общества и провоцирует читателя задуматься о причинах и последствиях преступных действий.

Кроме того, «Преступление и наказание» исследует тему морали и справедливости. Герой романа, преступник, ищет путь к искуплению и осмыслению своих поступков. Достоевский подчеркивает сложность вопроса о наказании и возможности изменения человека.

Роман «Преступление и наказание» является примером великолепного психологического анализа человеческой души. Он предлагает читателю вдумчиво рассмотреть мотивы и причины преступления, показывая, что внутренний мир каждого человека неразрывно связан с его поступками и самореализацией.

Изучение романа «Преступление и наказание» позволяет развить аналитическое мышление, эмпатию и способность к моральной оценке. Он научит рассматривать действия героев в контексте их внутреннего мира и шире — в контексте социальных и исторических условий.

В целом, роман «Преступление и наказание» представляет собой высокоэстетическое произведение и вместе с тем служит прекрасным материалом для анализа и обсуждения актуальных проблем и вопросов на современном этапе развития общества.

Герой литературы:

Одним из важных аспектов героя литературы является его роль в сюжете произведения. Герой может быть протагонистом – основным героем, чьи действия и выборы определяют развитие сюжета. Также герой может быть антагонистом – персонажем, который противостоит протагонисту и создает конфликт.

Герой литературы также отражает мировоззрение автора. Тем, как автор описывает и развивает героя, можно понять его взгляды на мир, ценности, моральные нормы и идеалы.

Герои литературы могут быть созданы с помощью различных литературных приемов, таких как описание внешности и внутреннего мира, диалоги, размышления и поведение.

Важно отметить, что герои литературы пронизаны реалистичностью и правдивостью, несмотря на свою вымышленность. Они могут вызывать сопереживание и делать произведение близким и понятным для читателя.

Антигерой — персонаж, противоположный общепринятым ценностям

Антигерой может быть преступником, отступником, алкоголиком, лентяем, некомпетентным чиновником или просто человеком с низкими моральными качествами. Его негативные черты и действия выделяются среди остальных персонажей и служат контрастом общественным нормам.

Такой персонаж часто вызывает смешанные чувства у читателя. С одной стороны, он может вызывать отвращение и неодобрение, так как его поступки и мысли противоречат моральным принципам. С другой стороны, антигерой может вызывать сострадание или даже сочувствие, так как его недостатки могут быть результатом сложной жизненной ситуации или личных травм.

Часто антигерой служит средством автора для иронического или сатирического изображения общества. Он позволяет обнажить темные стороны человеческой натуры, а также критиковать социальные злы и несправедливости. Поэтому антигерои широко используются в литературе для передачи сложности и противоречивости человеческого опыта.

Трагический герой — персонаж, сталкивающийся с непреодолимыми препятствиями

Основными чертами трагического героя являются его возвышенность и духовная прекрасность. Этот персонаж обычно обладает высокими моральными и интеллектуальными качествами, такими как смелость, героизм, сочувствие и глубокое понимание мира. Он пытается преодолеть препятствия, встречающиеся ему на пути, но оказывается не в состоянии справиться с ними.

Одной из основных причин неудачи трагического героя является его губительная слабость, которая является неотъемлемой частью его характера. Трагический герой обычно проявляет эту слабость в решающий момент, приводя к его собственной гибели или поражению. Эта слабость может быть моральной, физической или эмоциональной природы, и она неразрывно связана с его судьбой.

Тема трагического героя широко распространена в мировой литературе и кино. Классические примеры трагических героев включают греческого принца Ореста из трагедии «Орестея» Айсхила, гамлету из трагедии «Гамлет» В.Шекспира, и Раскольникова из романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского. Эти персонажи сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, которые приводят их к печальному исходу.

Трагический герой вызывает сильные эмоции у читателя или зрителя. Его несчастная судьба и борьба с препятствиями вызывают сострадание и осознание бессмысленности человеческой жизни. Трагический герой служит своего рода зеркалом, отражающим трагедии и драмы, с которыми мы можем столкнуться в собственной жизни.

Прототип — реальный человек, ставший основой для создания героя

В литературе понятие «прототип» относится к реальному человеку, который послужил основой для создания литературного героя. Прототипы могут быть как личностными характеристиками, так и внешними чертами героя, а иногда и обоими сразу.

Авторы вдохновляются реальными людьми, которых они встречают в своей жизни или о которых слышат. Они могут выбрать героя, основываясь на своем личном опыте или наблюдая за другими людьми. Прототипом может стать любой человек из реального мира — друг, родственник, сосед или даже незнакомец.

Воспроизведение прототипа в литературе позволяет автору придать герою особую реалистичность и достоверность. Читатель может легко узнать знакомые черты в герое и лучше представить его. Прототип помогает создать глубокий и многогранный персонаж, который вызывает эмоциональное отклик в аудитории.

Прототипы в литературе могут быть использованы как для создания положительных, так и для создания отрицательных героев. Они помогают авторам искать вдохновение и личную связь с реальным миром, что делает литературу более живой и соответствует определенному контексту общества.

Использование прототипов в литературе требует соблюдения определенной деликатности и аккуратности. Авторы не хотят создавать прямые копии реальных людей, они скорее всего изменят их имя, внешность или другие характеристики, чтобы не наносить вреда реальным личностям. Прототип в литературе служит лишь основой для создания уникального литературного героя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал с гайдами
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: